Игорь Халымбаджа.

Социально - культурный феномен фэндома

Фэндом - неформальное объединение людей, любящих фантастику, а точнее, - множество локальных объединений, так называемых клубов любителей фантастики (КЛФ) и ассоциаций любителей фантастики и ролевых игр. Первые слабо связаны друг с другом с помощью переписки и редкого общения на различных конах - конвенциях и фестивалях, в основном посвященных вручению различных литературных и окололитературных (иллюстраторам, издателям, редакторам, и т.п) премий. Фэндом - явление интернациональное. Он существует в большинстве развитых и развивающихся стран, и международные конвенции и фестивали проходят на разных континентах (например, в Европе – EuroCon).

Ежегодно проводится и грандиозный всемирный WorldCon, собирающий тысячи фэнов из многих стран мира, а в последние годы - и из стран СНГ.

В США фэндом
сформировался еще в 20-е годы ХХ века, причем вполне стихийно. С рождением первых НФ-журналов, публиковавших не только рассказы, повести, романы и статьи, но и письма читателей и их адреса. Любители фантастики стали переписываться друг с другом, некоторые завязали заочное знакомство с сотнями “собратьев по разуму”. И как естественный итог заочных и очных знакомств - возникновение региональных и общенациональных конвенций.

А вскоре фэндом начал формироваться и в других развитых и развивающихся странах.

В СССР попытку создания клуба или кружка фантастов предпринял было М.А Булгаков в конце 20-х годов, но люди, которых он пытался привлечь в свой кружок, отлично понимали, чем грозит им участие в неформальном, пусть и литературном объединении.

В итоге даже ведущий советский фантаст А.Р. Беляев, будучи инвалидом, вынужден был работать бухгалтером в Мурманске.

С наступлением “оттепели” наметились, наконец, сдвиги. В советскую литературу пришел большой отряд молодых фантастов - братья Стругацкие, Днепров, Биленкин, Варшавский и другие. Стали появляться переводы, на первых порах только “прогрессивных” фантастов. И как результат - в крупных городах стали рождаться в начале 60-х годов первые КЛФ: в Московском, Харьковском, Саратовском университетах, при харьковском Доме ученых, в Брянске, Свердловске - при библиотеках...

Просуществовали они недолго. Вузовские КЛФ обычно нестабильны из-за постоянной смены контингента учащихся, но главной причиной закрытия КЛФ первой волны был испуг “директивных органов” по поводу появления неформальных, неподконтрольных, неподотчетных объединений, в которых члены стали не только обсуждать опубликованные в СССР книги, но и переводить самостоятельно зарубежных авторов, оцениваемых как идеологически враждебных, антисоветских, издавать альманахи и рукописные журнальчики, так называемые “фэнзины”, хоть и малотиражные, но заполненные самостоятельными, неподцензурными сочинениями.

И первые клубы, за редкими исключениями, сгинули. Но начало было положено. Вскоре система ЛПФ (любительских переводов фантастики) стала работать не хуже небольшого издательства, насыщая черные книжные рынки (которые тоже появились во многих крупных городах в 60 - 70-е годы) дефицитной переводной литературой. Переводчики из Москвы, Ленинграда, Одессы, Николаева, Днепропетровска, Свердловска, Перми, Томска и других городов успели перевести сотни (!) романов американских, английских, реже - французских, немецких и польских авторов. И пусть это в основном были подстрочники, слабые в литературном отношении, неточные, но именно они открыли начинающему советскому фэну, загнанному в собачью конуру убогого соцреализма, весь многокрасочный мир фантастики - героическую фэнтези, хоррор, научную, сказочную и мистическую фантастику, антиутопию - все, от чего старательно пыталось “оберегать” советского человека идеологическое ведомство.

Однако, исчезновение большинства КЛФ первой волны, разобщенных и практически не связанных друг с другом, отнюдь не означало, что советский “фэндом умер” - этот лозунг мы еще не раз услышим (через каждые 8 - 10 лет) после очередной смены поколений, после ухода очередной порции “старичков” в коммерцию и бытовые проблемы и “стагнации” клубной активности вплоть до нарождения и выхода на первые роли очередного поколения, выдвижения новых лидеров.

Оказалось, что естественная смена поколений в фэндоме существенно не сказывается на его развитии и совершенствовании.

Сплочению многочисленных КЛФ, возникших стихийно в стране во второй половине 70-х годов, во многом способствовало проведение c 1981 г. первого Всесоюзного конa - фестиваля фантастики “Аэлита” в Свердловске, посвященного вручению ежегодной премии в области фантастики “Аэлита”. Впервые фэны из разных городов страны съехались на свой праздник, вволю общались, делились опытом работы, были потрясены возможностями клубной работы, о которых рассказал руководитель владивостокского КЛФ “Комкон 3” А. Корольков.
Собственно, на “Аэлитах” 80-х оформился отечественный фэндом, возникли межклубные связи, определилась структура российских конов (семинары, выставки, карнавал-маскарады, кинопросмотры, пресс-конференции). На них оформились и зажили самостоятельно и ролевые игры, и межрегиональные группы, и пр.

Отжили свой век ЛПФ, на смену им пришли бесчисленные профессиональные переводы, так что отпала нужда в прежних
“печатках”, кое-кто из переводчиков стал профессионалом. Рукописные и машинописные фэнзинчики преобразовались с годами: сначала возросли тиражи за счет размножения на ксероксах, затем резко прибавил и внешний вид за счет привлечения к оформлению фэнзинов отличных графиков и изготовления фэнзинов на лазерных принтерах. Фэнзины конца 90-х внешне выглядят как приличные профессиональные журналы. Число фэнзинов, прямо - таки бесчисленных в 80-е, более-менее стабилизировалось. Нужда в них отпала в связи с появлением многочисленных НФ-журналов, впрочем, тоже в конце 90-х не превышавших 5 - 7 штук.

Наряду с обычными КЛФ возникли межрегиональные группы по интересам - “людены”, изучающие творчество братьев Стругацких, или клуб “Лоуман” поклонников творчества В.Крапивина, кстати, имеющие свои собственные издания (“Понедельник”, “Та сторона”).

Количество конов возросло до астрономических цифр - появились такие коны, как “Глипкон” (Иваново), “Зиланткон”, или “Дни Толкиена” (Казань), “Интерпресскон” (Санкт-Петербург), “Новокон” (Михайловское), “Сибкон” (Томск), “Белое пятно” (Новосибирск), “Нордкон” (Котлас), “Волгокон” (Волгоград), “Веркон” (Екатеринбург), “Дальневосточное кольцо” (Владивосток - Хабаровск - Комсомольск - Ю.Сахалинск) и многие другие.
С конца 90-х широкое развитие электронных средств связи, киберсетей Фидонет и Интернет породили не только волну WWW-страниц, содержащих тексты, библиографии, рецензии, новости фантастики, а нередко – и страниц, посвященных персонально наиболее популярным авторам, - но и широкую переписку между фэнами по электронной почте.

Философ В. Степанов, организовавший в 80-х в Самаре КЛФ “Летящее крыло”, высказал мысль, что фантастика подобна зачатку религии. Действительно, любая религиозная доктрина базируется на мифах и апокрифах о чудесных происшествиях.

Фэндом является оплотом нравственной чистоты и идеалов. Может быть, потому что в книгах, которыми зачитываются фэны, Добро всегда торжествует над Злом, хотя сплошь и рядом бывает вынуждено временно отступать.

В сущности, вся фантастика, особенно фэнтезийные романы, разрабатывает идею бесконечной, ожесточенной борьбы Добра и Зла.

И в среде фэнов сильны такие качества, как альтруизм, взаимопомощь, часто имеется общее имущество - библиотеки клубов, подобия музейных экспозиций. Не рассчитывая на вознаграждение, фэны набирают, сверстывают, распространяют свою фэн-прессу и фэн-литературу. Помогают друг другу: на международных фестивалях никто не знает, сколько собирается гостей - 5 или 10 тысяч. Потому что масса фэнов, “безденежных донов”
, добирается “на перекладных”, автостопом и т.п. способами, живет в номерах, снятых более состоятельными собратьями по фэндому, питается на бесплатных фуршетах, на которых “расплачиваются” только задушевными беседами “за фантастику”.

На российских конах тоже масса гостей не пользуется услугами гостиниц, размещаясь “на постой” у местных фэнов. Впрочем, российские фэны всегда помнят, что им потребуются деньжата на обратную дорогу и могут поторговать сувенирами, значками, местной фэн - литературой.

Фэндом сблизил, сдружил множество людей, внешне совершенно разных, но имеющих общие интересы.

Он ежечасно рождает новых, порой своеобразных, талантливых авторов - этому в немалой степени способствуют не только фэнзины и клубные страницы в местной печати, но и своеобразные школы литературного ликбеза, которыми являются творческие секции клубов, порой преобразующиеся в литературные объединения, прообраз будущей Ассоциации фантастов России.

Феномен общения, обозначившийся уже на первых же конах, взаимного интереса, привел к сближению способных авторов, критиков, литературоведов, художников, издателей и позволил отечественной фантастике выстоять, когда на страну обрушился девятый вал изданий американской фантастики, копившейся у границ многие десятилетия.

Во всяком случае ныне соотношение переводной и русскоязычной фантастики вполне приемлемо и не грозит полным удушением отечественной литературы.

В периоды социальных потрясений выживать фэндому непросто. В море эгоцентризма и эгоизма, развития хватательных рефлексов, собственнических инстинктов и падения нравственности КЛФ - островки незапятнанных корыстью человеческих взаимоотношений, проявления альтруизма, взаимопомощи, доброжелательного душевного общения, центры развития творческих задатков, умения жить и работать в
коллективе.

Воспитательное и социальное значение фэндома никем не оценено и не изучено, но оно, несомненно, велико.


Екатеринбург.

назад

Используются технологии uCoz